Заезд на собачьей упряжке

Для многих заезд на собачьей упряжке, о котором я буду рассказывать сегодня, существенно отличается от курсов, выставок и других мероприятий, что мы обычно публикуем в рубрике “События“. Но, тем не менее, для меня это некоего рода событие и ниже я расскажу почему.

Ещё будучи ребенком мне всегда нравилось кататься на санках не просто сидя на них сверху, а, поставив ноги на полозья, вертикально стоять в задней их части и держаться за спинку. Особенно шикарные впечатления получались тогда, когда переносом веса удавалось съехать с накатанной колеи и зарваться куда-то в нетоптаный пухляк, представляя себя первопроходцем в землях, где до тебя не ступала нога человека. Всё бы хорошо, но далеко с горки уехать таким образом не получалось, потому как инерция разгона быстро заканчивалась, а подолгу толкаться одной ногой было жутко неудобно. Тут то в голову и приходили картинки с собачьими упряжками из книг и образовательных ТВ-программ о золотой лихорадке. И хотя с тех пор прошло уже много лет, но эта романтика освоения и первооткрывательства, интерес и желание хоть раз испытать что такое реальный заезд на собачьей упряжке всё это время сидели где-то внутри меня, периодически обостряясь в особо снежные зимы. Потому, когда, подымаясь на четырнадцатом подъемнике ГК “Буковель”, я увидел пару десятков собак, весь этот интерес загорелся с новой силой – решил таки не пожалеть денег и попробовать, впечатлениями о чём и хотел бы поделиться.

Собаки

Заезд на собачьей упряжке - secretsquirrel.com.ua

Хаски – одна из древнейших пород собак, прирученная аборигенами севера многие века назад. Обильные уловы рыбы позволяли коренным поселенцам севера подманивать и постепенно приручать диких собак, которые впоследствии использовались в качестве ездовых. Позже, при освоении этих территорий цивилизацией, традиция езды на хасках получила новый толчок развития, так как в то время железной дороги, самолётов и снегоходов на этой территории попросту не было. Собаки выполняли большую часть работы, связанной с перевозкой людей, почты и грузов от одного поселения к другому. Когда Аляску охватила “Золотая лихорадка”, собаки для упряжек стали востребованы и за океаном, где лучшей альтернативы для освоения северного и западного побережий, снабжения и доставки грузов от передовых форпостов до многочисленных рыбацких, охотничьих и шахтерских поселений тоже не нашлось. В наши дни заезд на собачьей упряжке уже не столько необходимость, ведь их практически вытеснили моторные снегоходы, сколько дань истории и спортивное мероприятие. По всему миру проходят гонки на собачьих упряжках, включающие легендарные Iditarod и Yukon Quest.

Заезд на собачьей упряжке - secretsquirrel.com.ua

При всём при этом хаски обладают следующими особенностями:

  • Практически полная устойчивость к холоду вплоть до экстремальных температур – кровеносная система и мех хаски не дают им мерзнуть даже в очень сильный (по человеческим меркам) мороз. Всё из-за густого и мягкого подшерстка, способного задерживать большие объёмы прогретого телом воздуха, создавая надежный барьер с окружающей средой даже на бегу или при порывистом ветре. Если температура падает ниже комфортной – хаски прибегают к использованию внешнего изолятора – снега, в котором вырывают себе углубления, прячась от ветра и холода. После такой ночёвки собаки часто вылазят из-под сугроба снега, выпавшего за ночь. У этой особенности есть обратная сторона – хаски тяжело переносят высокие температуры и тёплый климат, страдая перегревом и сердечно-сосудистыми нарушениями. Отсюда же произрастает и их любовь рыть множество ям. Самое уязвимое к холоду место у хасок – подушечки лап, которые могут травмироваться при налипании снега на шерсть между пальцами, и особенно при быстром беге по подтаявшему льду, когда мокрая кожа подушечек прилипает ко льду, трескается, а то и вовсе остаётся на нём. По этой причине во время спортивных забегов хаскам даже одевают специальные “ботинки”.
  • Развитые охотничьи навыки и неприхотливость в еде – в древности аборигены активно подкармливали хасок сушеной рыбой только в зимний период. С уменьшением снежного покрова упряжку распускали и собаки практически полностью обеспечивали себя едой посредством индивидуальной и стайной охоты на мелкую лесную дичь и птицу. Эта особенность осталась и у современных собак, из-за чего их не очень то любят владельцы котов, кроликов и домашней птицы.  При этом на роль охотничьей собаки современные хаски не пригодны, т.к. не подносят дичь хозяину.
  • Физическая выносливость – хаски очень подвижны, и физические нагрузки им не то чтобы желательны, они им необходимы для нормального существования и развития. Средний кобель ростом до 60 см. и весом до 28 кг. может спокойно тянуть вес достигающий 20-25 кг. Простыми 10-15 минутными прогулками владельцу хаски не отделаться. С ними необходимо бегать или хотя бы много гулять. По этой причине некоторые владельцы хасок дополнительно нагружают своих питомцев подвязывая различные предметы к обвязке животного. Запереть хаску в вольере или посадить на цепь – равносильно медленному убийству.
  • Хорошее ориентирование на местности – собаки отлично ориентируются в пространстве, запоминают ориентиры и держат направление, демонстрируя некую степень самостоятельности на знакомых маршрутах. Зафиксировано много случаев, когда в кромешном тумане собаки останавливались на краю обрывов, отказываясь двигаться дальше, или предупреждали о прочих опасностях. Этим они всегда выигрывали и будут выигрывать у снегоходов. По этой причине с хасками необходимо периодически гулять в местах, где они ранее не были, что вызывает у них дополнительный интерес и активность. Хаски хорошо запоминают обширные территории, из-за чего иногда даже могут сбегать для разведки неизведанной местности. Разведывая территорию хаски не привязываются к ней, потому порода в целом не подходит на роль сторожевых собак.
  • Дружелюбный нрав – для современных хаски любой человек – друг, товарищ и брат, и воспринимается собакой как член стаи. Из-за того, что одному человеку доводилось часто путешествовать с десятком собак (при этом далеко не в дружелюбных погодных условиях), заводчикам хасок требовалось свести к минимуму вероятность нападения собак на человека. Из-за этого если в помёте у одного из щенков наблюдалась необоснованная агрессия к человеку нередко выбраковывали весь помет. С десятилетиями такого развития породы собаки стали абсолютно дружелюбны к людям. Как вы понимаете, по этой причине хаски абсолютно непригодны в качестве охранных собак. Для снижения той самой агрессии во время ночёвки или длительной стоянки собак обычно разводят и крепят на безопасном расстоянии друг от друга, чтобы они не могли напасть или отобрать чью-то долю еды.

Вот такие вот они своеобразные, но абсолютно дружелюбные и очаровательные эти хаски. Не затрагивая сам заезд на собачьей упряжке, одна возможность погладить, потискать, подержаться за лапы с десятком этих милашек – это уже буря эмоций для взрослых, а о детях и говорить не приходится. Но давайте ближе к самому заезду.

Нарта

Заезд на собачьей упряжке - secretsquirrel.com.ua

Нарта, а именно так правильно называются сани, используемые при езде на упряжках (собачьих или оленьих) – это узкая и длинная конструкция из дерева (классическая) или композитных материалов (современная), чем-то напоминающая нечто среднее между лыжами и санками из детства. У неё есть два полоза по ширине более близких к ширине современных горных лыж, в задней части которых находятся подножки, где стоит каюр (так правильно называется ездок на упряжке). Перед ним находится рулевая дуга, за которую кают держится во время езды и при маневрировании. Дальше находятся подвесная система для перевозки людей и грузов, а также передняя дуга, защищающая нарту от повреждений во время движения и не дающая нарте бить ближайших собак при замедлении.

Органов управления у каюра всего два: голос и подрезиненный тормоз, расположенный у основания рулевой дуги. Тормоз имеет П-образную форму с двумя массивными шипами по бокам и более мелкими шипами между ними. Во время езды тормоз поднят посредством натяжения веревки-банжи, и при необходимости выжимается одной ногой. Ещё есть якорь, используемый в качестве постоянной точки фиксации или в случае если вам нужно отойти от нарты, не выстёгивая при этом собак из упряжки. Маневрирование нарты осуществляется следующим образом:

  • Для начала движения первым полностью выжимается тормоз, поднимается или отстёгивается якорь, после чего надо телом перевалиться через рулевую дугу, чтобы вас не сбросило с подножек в момент рывка, дать команду собакам и отпустить тормоз.
  • После старта и при переходе на постоянную скорость можно вернуть тело за рулевую дугу, расположив таз над стопами. Как и на лыжах, колени по ходу движения необходимо держать присогнутыми, дабы у вас имелась возможность смягчать неровности покрытия, и не вылететь с нарты на прямых ногах на первом же ухабе.
  • Повороты осуществляются при помощи команды собакам и переноса веса таза на ногу, расположенную с внутренней стороны поворота. Это пожалуй самое главное отличие от лыж, где вес переносится на внешнюю ногу. При повороте таз желательно держать как можно ниже и не заваливать его за линию полозьев, иначе можно потерять равновесие при выходе из поворота. Если собаки знакомы с маршрутом, то никаких команд для поворотов вам может и не потребоваться, как я говорил они отлично запоминают маршруты, сами всё видят и всё понимают. Вам останется только подгонять собак криком или свистом, и не зевать перед и во время поворота.
  • Для замедления необходимо переместить одну ногу с подножки на тормоз и начать плавно его выжимать. Два шипа по бокам тормоза отвечают за замедление, а остальные за торможение путём увеличения трения с поверхностью.

Вот, в принципе и все премудрости – дальше только практика. Обо всём об этом вам расскажут и покажут во время небольшого инструктажа перед стартом. Также на выполнение всех последовательностей и манёвров обязательно посмотрят со стороны, укажут на ошибки и дадут совет. Пока команда будет выбирать вам собак и выставлять их в упряжке у вас ещё будет немного времени чтобы попрактиковаться с нартой самостоятельно.

Упряжка

Заезд на собачьей упряжке - secretsquirrel.com.ua

С упряжкой тоже не всё так просто, как может показаться на первый взгляд. От нарты вперед уходит потяг (длинный и толстый шнур), к которому шлейками в двух местах (за ошейник и за обвязку) крепятся собаки. Впереди, в зависимости от упряжки, может находится один лидер, или пара собак. Далее все собаки встёгиваются цугом – парами по обе стороны от потяга. Впереди располагают лидера с напарником, которые задают темп всей упряжке, и лучше всего реагируют на команды каюра. В середине упряжки размещают выносливых собак с меньшим энтузиазмом к бегу. Это могут быть проверенные “старички”, которым достаётся основная работа. За ними, ближе всего к нарте, встёгивают молодняк с особым энтузиазмом к бегу. Их задача – в прямом смысле слова наступать на пятки “старичкам”, не позволяя им тем самым сбрасывать темп. При таком расположении молодняк проходит хорошую обкатку, потому как при своевольном желании отклониться от общего направления упряжка быстро одергивает их назад без вмешательства каюра.

Отдельная тема – взаимоотношения каюра с лидером. На любых серьёзных гонках в правилах официально запрещаются любые способы воздействия на собак кроме голоса. По этой причине лидер выступает неким связующим звеном между человеком и собаками. Он лучше всего понимает и реагирует на команды каюра, задавая тем самым темп движения и направление всей упряжке. Потому в некоторых случаях впереди упряжки бежит только один лидер. Естественно, о построении каких-либо отношений с лидером за непродолжительное время, отведенное на заезд на собачьей упряжке на ГК “Буковель”, говорить не приходится, а жаль.

Длина потяга и количество собак зависят от перевозимого веса, но обычно варьируется в пределах от шести до четырнадцати. На мои 75 кг. и 15 кг. нарты мне, в частности, выделили 6 собак, что обеспечивает небольшой запас по “мощности”, который можно реализовать в скорости. Во время заезда мои Suunto Traverse Alpha зафиксировали максимальную скорость в 28,4 км\ч. при средней скорости около 12,8 км\ч. Вы вполне можете бежать 12-13 км\ч. и без собак, но вас вряд ли хватит надолго, а вот собаки смогут поддерживать этот темп во много раз дольше. Как проходит сам заезд на собачьей упряжке на ГК “Буковель” можно посмотреть в видео ниже.

В целом на скорость существенно влияют общий вес (нарта + каюр + перевозимый груз, коим на спортивных многодневных гонках в основном является еда для собак), количество и общая физическая форма собак, качество покрытия, а также наклон местности. Так первую половину маршрута во время моего заезда маршрут пролегал под горку, создавая дополнительную нагрузку на собак, а вторую половину мы уже летели вниз по склону с общим перепадом 23 метра по вертикали.

И в завершении, памятное фото с первой парой моей упряжки. Слева – лидер по кличке “Гром”, которой этот пёс вполне соответствует.

Заезд на собачьей упряжке - secretsquirrel.com.ua

Пара километров по подготовленной трассе, при хорошей погоде, с персоналом стоящим вдоль маршрута и подгоняющим собак за тебя, не делают тебя каюром, не приравнивают тебя к участникам того же Iditarod или Yukon Trail, и уж тем более к бойцам датского пограничного патруля “Сириус”. Но для меня этот заезд на собачьей упряжке стал воплощением детской мечты и данью памяти суровым мужчинам и женщинам, которые также стоя на подножках нарт осваивали десятки тысяч квадратных километров земель, знакомых большинству из нас лишь по очертаниям береговой линии и вечно белому цвету на картах. Радует и тот факт, что несмотря на обильный парк техники, в распоряжении ГК “Буковель” нашлось место и этим пушистым четырёхлапым, продолжающим многовековую традицию, от общения с которыми испытываешь неподдельные эмоции и восторг.

Подробнее о заездах на собачьих упряжках можно узнать на сайте ГК “Буковель”.

Коментарі

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *