Примитивная навигация: вступление

Начиная раздел «Ориентирование«, многие открывают его общими понятиями географии типа «широта», «долгота», «экватор», «нулевой меридиан» и т.д., либо в дело сразу идёт прикладная топография, навыки чтения карт и планов или понятие «азимут«. Для большинства новичков эти вещи могут показаться слишком сложными, и прежде чем постигать их, по моему мнению, стоит обратить внимание на более фундаментальные знания и базовые навыки, которые я обобщенно называю «примитивная навигация«. В сегодняшней статье я расскажу что мы будем вкладывать в посвященный этому понятию мини-цикл. 

Итак, в наше время, когда в каждом смартфоне, а порой и часах, имеется GPS-приемник, а в любом браузере доступны карты, спутниковые снимки и просмотр улиц от Google, навигация воспринимается как данность — вы всегда можете сверить своё местоположение, увидеть окружающие вас объекты инфраструктуры или проложить кратчайший маршрут до необходимой точки, используя желаемый метод передвижения. Вам всего лишь необходим смартфон, незначительная часть заряда его батареи и ещё меньше интернет соединения. Бумажная карта и компас на фоне таких возможностей выглядят архаизмами, да ещё и требуют навыков работы с ними, в то время как смартфоны и навигаторы делают большинство работы за вас.

навигация - secretsquirrel.com.ua

Вместе с этим, многие знакомые мне образованные и, в общем-то, не глупые люди, обращая внимание на Suunto Clipper на моём запястье, часто начинают подшучивать и задавать глупые вопросы из разряда «А зачем тебе компас? В туалет дорогу искать?», но уже после двух-трёх наводящих вопросов демонстрируют чёткое непонимание принципов его работы, не говоря уже о навыке его использования. Для многих из них он, по какой-то непонятной причине всего лишь показывает на север когда должен работать как магический компас из фильма «Пираты карибского моря», указывающий на предмет или место, которые они хотят найти. Полностью заблудившись в лесу, учиться пользоваться компасом уже поздно, потому мне бы хотелось немного исправить текущее положение дел.

Привычная всем навигация с картой и компасом, при должном уровне навыка, позволяет вам определить своё местоположение (позже мы остановимся и на этом), определить направление до желаемой точки, а также наперёд оценить рельеф и другие особенности местности для выбора оптимального маршрута. За обеспечение большинства этих функций отвечает карта, в то время как компас используется в качестве вспомогательного инструмента для её корректного позиционирования и поддержания выбранного направления движения. Если же карты у вас нет — то и знать о чём-то наперёд вы просто не можете, и приходится самостоятельно разведывать местность. Тут то вам и пригодится примитивная навигация.

Прежде чем останавливаться на том «как» она работает, остановлюсь на том «почему» о ней не стоит забывать:

  • Человек не способен подолгу двигаться прямолинейно, без привязки к какому-то видимому ориентиру. Т.е. к определенной точке мы можем двигаться только до тех пор, пока мы видим её глазами, иначе вы начнёте смещаться в сторону, а то и вовсе петлять кругами. Если не верите — можете легко проверить на большом участке открытой местности, установив себе цель на расстоянии около 30-50 метров, и, закрыв или завязав глаза, попытаться до неё дойти. Если не хотите проводить подобные эксперименты на себе — сэкономлю вам время, сославшись на видео на эту тему на канале Григория Соколова.
  • Как только намеченный ориентир пропадает из виду (скрывается за складками рельефа, растительностью, теряется в тумане или сумерках) вероятность смещения только увеличивается. Даже если вы будете продолжать движение в направлении, кажущемся вам верным, далеко не факт, что вы его придерживаетесь на самом деле. Вы никогда не заметите отклонения в несколько градусов, как и момента, когда вы начали отклоняться. Незначительное смещение в сторону, умноженное на внушительное расстояние, окончиться существенным отклонением от желаемого ориентира.
  • На больших дистанциях, особенно на сильно пересечённой местности, удерживать выбранный ориентир в поле зрения очень сложно. Смена угла обзора всего в несколько градусов может скрыть его из виду, изменить узнаваемые очертания, а то и полностью сделать его идентификацию невозможной.
  • Непреодолимые препятствия (водоёмы, крутые склоны, резкие уступы и т.д.) на пути следования к ориентиру только усугубляют ситуацию, и ещё больше сбивают вас с намеченного пути, требуя обходных маневров. После того как вы нашли место переправы, или спустились по отвесному склону, далеко не факт, что вы сможете восстановить ту же видимую линию до вашего ориентира.

Как вы уже поняли, если учитывать перечисленные особенности передвижения по пересечённой местности и не привязываться к карте, примитивная навигация сводится к контролю трёх критичных для вашего позиционирования параметров:

  • Контроль направления — определение, фиксация и периодическая проверка направления движения позволит вам уменьшить вероятность смещения и дальнейшего отклонения от выбранного пути следования. Для этого вам потребуются ориентиры, или константа, от которой можно будет двигаться в контролируемом направлении. Об этой константе мы подробнее поговорим немного позже.
  • Контроль расстояния — второй по важности после направления фактор — расстояние, пройденное в выбранном направлении. В случае с картой расстояние измеряется согласно её масштабу в метрах или километрах. Примитивная навигация проще, и может использовать как шаги так и метры, а как это делается на практике мы также расскажем отдельно.
  • Контроль путевых точек и ориентиров — привязка к начальной локации (лагерь, оставленная у дороги машина, место крушения и т.д.), важным ориентирам на маршруте, точкам начала и конца обходных маневров. Фиксация подобной информации позволит вам не только двигаться в выбранном направлении, но и в случае необходимости вернуться к месту старта, или требуемой путевой точке для поисков обходного пути или смены направления. Также вы сможете вернуться к любой точке, посещенной вами ранее.

Для лучшего понимания что такое примитивная навигация и как перечисленные параметры помогут вам на практике обрисую несколько ситуаций.

Представьте, что вы находитесь посреди поля пасмурной ночью. Небо затянуто тучами, отчего не видно звезд, а света подсевшего фонарика хватает только подсветить небольшой круг под ногами. Также можете представить, что вы находитесь на пустой асфальтированной парковке супермаркета в густом тумане, за которым не видно дальше двух-трёх метров. В обоих случаях у вас отсутствуют визуальные ориентиры (костер, звезды, огни вывесок и т.д.), к которым можно привязаться, но контроль направления, расстояния и ведение записей о движении позволит вам уйти насколько необходимо далеко, и главное — вернуться к месту старта.

В итоге, примитивная навигация в любой момент движения ответит вам на вопросы «Куда я двигаюсь«, «Сколько я уже прошел«, «Как вернуться назад» и «Как далеко место старта«. При этом цель движения и место финиша вы выбираете самостоятельно. Теперь, когда мы бегло осветили «почему», в следующих публикациях мы будем рассказывать «как» этого достичь. И начнем с необходимых для примитивной навигации инструментов.

MAD

Однажды MAD устал собирать полезную информацию о туризме, выживании и снаряжении в блокноты, записывать цитаты на бумажках, добавлять закладки в сети, и откладывать полезные статьи на потом ... Вот тогда он и решил запустить SECRET SQUIRREL, на страницах которого Вы сейчас находитесь. Что из этого получилось - судить Вам

Читайте также: