Примитивная навигация: маневрирование

На фото из нашей предыдущей статьи, да и во многих статьях из цикла «Примитивная навигация» я уже несколько раз упоминал понятие «обходные маневры». Сегодня подробнее поговорим о том как осуществляется маневрирование в режиме примитивной навигации, что такое точки начала и конца обходных маневров и почему они важны.

Примитивная навигация: маневрирование - secretsquirrel.com.ua

Чтобы маневрирование воспринималось легче предлагаю представить следующую ситуацию: вы определили для себя ориентир или точку, до которой хотели бы добраться, определили её азимут относительно вашего положения и начали двигаться на свою точку по этому азимуту. В процессе движения изначальный ориентир скрылся из виду, но вы продолжаете движение к нему только по компасу. И тут, как часто бывает в реальной жизни, вы натыкаетесь на непреодолимое препятствие (отвесный склон или обрыв, крутой подъём, водоём и т.д.). Так как у вас нет карты, используя которую можно определить размеры препятствия, или проанализировать местность для поиска оптимального маршрута обхода, всё что вам остаётся — это искать путь самостоятельно. Также не стоит забывать, что вам необходимо вернуться на исходный азимут, чтобы добраться таки до изначально намеченной точки или ориентира. Для этого вам и пригодится маневрирование по способу, который я опишу ниже. Он далеко не единственный, но достаточно прост для освоения, да и подходит для многих ситуаций связанных с примитивной навигацией. Давайте смоделируем такое движение, используя формат записи трека из нашей предыдущей статьи.

  • Вы определили азимут до требуемой точки и начали движение к ней. После этого вы прошли какое-то расстояние, считая шаги, до того как уперлись в препятствие. Сбрасывайте счёт шагов и конвертируйте их в метры, используя свои предварительные замеры из таблицы счёта шагов. После этого строка в блокноте будет иметь примерно следующий вид:
Азимут (°)Расстояние (м.)Обратный азимут (°)
240300

В данный момент вы находитесь в точке начала обходного маневра и вам предстоит определить с какой стороны вам лучше обходить непреодолимое препятствие, а также не лишним будет пометить эту точку на местности и в записях о движении, т.к. в последствии у вас может возникнуть необходимость к ней вернуться.

  • Определите ближайший ориентир или создайте его самостоятельно (сложите горку камней, повесьте вешку, вбейте в грунт жердь и т.д.). Укажите ориентир в ваших записях трека, добавив отдельную строку с описанием.
Азимут (°)Расстояние (м.)Обратный азимут (°)
240300
жердь с тремя кольцами из жёлтой изоленты
  • От исходного азимута на заданный ориентир, указанного в вашей записи трека отсчитайте угол 90° вправо или влево от непреодолимого препятствия. Начинайте движение по этому азимуту, и обязательно считайте шаги. На моем примере я отклоняюсь вправо на 90° от азимута 240°, что даёт новый азимут 330°.
  • Когда вы удалитесь от точки начала обходного маневра на расстояние достаточное, чтобы обойти непреодолимое препятствие — пересчитайте шаги в метры, что приведет ваш трек к следующему виду.
Азимут (°) Расстояние (м.)
Обратный азимут (°)
240 300
жердь с тремя кольцами из жёлтой изоленты
330 100
  • Теперь сбоку от вас больше нет непреодолимого препятствия, что позволяет продолжать движение по исходному азимуту. Поворачивайтесь на 90° так, чтобы продолжить движение по исходному азимуту, и ведите счёт шагов.
Азимут (°) Расстояние (м.)Обратный азимут (°)
240 300
жердь с тремя кольцами из жёлтой изоленты
330 100
240 50
  • После того как вы прошли непреодолимое препятствие со смещением вправо, вам необходимо взять азимут противоположный тому, по которому вы делали смещение, и вернуться на то же расстояние, пройденное вбок. Для примера выше это обратный азимут к 330°, что дает 150°. При движении по этому азимуту критически важно пройти ровно то же расстояние, которое вы прошли вбок от точки начала обходного маневра. Когда это расстояние пройдено, ваши записи приобретут следующий вид.
Азимут (°) Расстояние (м.)Обратный азимут (°)
240 300
жердь с тремя кольцами из жёлтой изоленты
330 100
240 50
150 100
  • Если на данном отрезке вы покрыли то же расстояние, что и при предыдущем отклонении, то на этом этапе вы находитесь на своей изначальной траектории движения, но уже по другую сторону непреодолимого препятствия. Это место можно считать точкой конца обходного маневра. Теперь достаточно установить свой исходный азимут движения, чтобы прийти таки к своей изначально намеченной точке или ориентиру.
Азимут (°) Расстояние (м.)Обратный азимут (°)
240 300
жердь с тремя кольцами из жёлтой изоленты
330 100
240 50
150 100
240 150

В примере выше мы изначально двигались по азимуту 240° и не смогли покрыть 500 метров по прямой из-за непреодолимого препятствия. В результате, пройдя 300 метров мы отметили точку начала обхода и совершили обходной маневр с отклонением на 90° вправо и прошли 100 метров в сторону, после чего смогли повернуть на изначальный азимут, обогнув тем самым препятствие. Пройдя ещё 50 метров по исходному азимуту, для огибания препятствия, мы повернулись на 90° влево от исходного азимута, и прошли тех же 100 метров, но уже в противоположном направлении, чтобы скомпенсировать боковое отклонение от исходной траектории движения. Это дало нам возможность обогнуть непреодолимое препятствие и вернуться на изначальную траекторию, чтобы продолжив движение таки выйти к желаемой точке\ориентиру.

Стоит отметить, что пример выше является достаточно идеализированным ходом событий. Отойдя всего 100 метров вбок от препятствия мы смогли с первой попытки продвинуться на 50 метров вперёд и этого хватило, чтоб полностью обойти барьер. В реальности, к сожалению, так бывает далеко не всегда. Часто на пути обхода одного препятствия встречаются другие, которые тоже приходится обходить по такой же схеме, но в результате у вас получается обходной маневр (или несколько) внутри обходного маневра, и за всем этим приходится следить, чтобы не ошибиться в азимутах и расстояниях каждого отрезка. Также часто, отойдя вбок от точки начала обходного маневра, вы делаете предположение, что повернув, вы уже обогнете препятствие, но оно оказывается протяжным, и пройденного расстояния недостаточно. В таких случаях приходится возвращаться к месту поворота, добавлять расстояния боковому отрезку, а после продвижения вперёд компенсировать его для возврата на исходную траекторию. К счастью, свободное поле для обратного азимута позволяет быстро вернуться к нужной точке в подобных случаях.

Азимут (°)Расстояние (м.)Обратный азимут (°)
240 300
жердь с тремя кольцами из жёлтой изоленты
330 100
240 5060
330 100
240 100
150 200
240 150

В таблице выше мы изначально двигались по азимуту 240°, столкнулись с препятствием и начали обходной маневр вправо, пройдя по азимуту 330° 100 метров. Повернув, и пройдя 50 метров по изначальному азимуту, поняли, что пересечь препятствие всё ещё не можем. На этом этапе пришлось посчитать обратный азимут (60° ) и вернуться к точке поворота. Из неё по азимуту 330° было пройдено ещё 100 метров, чтобы увеличить радиус обходного маневра. Поворот на изначальный азимут (240°) и ещё 100 метров пути позволили пересечь препятствие, после чего настало время компенсировать боковое отклонение. Для этого по азимуту 150° было покрыто уже 200 метров (100 метров до попытки пройти препятствие, и ещё 100 пройденных после того как эта попытка не удалась). И только после этого мы вернулись на изначальную траекторию движения, оказавшись в точке выхода из обходного маневра. Ниже приведена графическая иллюстрация обоих примеров из сегодняшней статьи.

Примитивная навигация: маневрирование - secretsquirrel.com.ua

Как вы уже поняли, подобное маневрирование требует уверенного навыка контроля и определения азимута, счёта шагов и ведения записей о своём движении. Это и есть контроль направления, расстояния и ориентиров, которым и посвящался наш цикл публикаций о примитивной навигации, на практике. Даже если с пониманием описанных выше процедур у вас не возникло никаких проблем, примитивная навигация — это навык, который достигается и поддерживается практическим применением. По этой причине настоятельно советуем собрать комплект инструментов для примитивной навигации и отправиться с ним в поле. Именно там вы столкнетесь с рядом проблем, решить которые сможете с использованием описанных нами способов, а может, и найдёте свои, узнать о которых мы будем рады в комментариях.

На этом мы завершаем цикл «Примитивная навигация«, чтобы вы могли самостоятельно попрактиковаться, а в будущем рубрику «Ориентирование» мы будем наполнять материалами уже по навигации с картой и компасом.

MAD

Однажды MAD устал собирать полезную информацию о туризме, выживании и снаряжении в блокноты, записывать цитаты на бумажках, добавлять закладки в сети, и откладывать полезные статьи на потом ... Вот тогда он и решил запустить SECRET SQUIRREL, на страницах которого Вы сейчас находитесь. Что из этого получилось - судить Вам

Читайте также: