Концепция 5W коммуникации

5W коммуникации — простая мнемоническая техника, позволяющая запомнить основные части чрезвычайного сообщения или запроса о помощи.

Я думаю, что по нашим публикациям «5С выживания«, «5W укрытия» и им подобным, вы уже поняли, что мы любим простые техники, позволяющие запоминать важные вещи. Есть такая техника и для чрезвычайной связи (передачи аварийных сигналов, запросов о помощи).

Сертификат радиолюбителя: зачем? - secretsquirrel.com.ua

Для того, чтобы ваш аварийный сеанс связи был успешным, а принимающая сторона получила максимально подробную информацию о ситуации, запросы о помощи согласно концепции 5W коммуникации обязательно должны содержать следующие 5 разделов.

  • Who (кто?) — информация о том, кто выходит на связь: радиолюбительский позывной (если он у вас есть), позывной группы, присвоенный при выходе на туристический маршрут, позывной воздушного судна\рейса, название морского судна, имя и т.д.. По сути, эта информация необходима для того, чтобы знать как к вам обращаться, а также как вас вызвать для последующих сеансов связи на общих частотах.
  • What (что?) — краткое описание вашей ситуации, статуса, а также проблем, с которыми вы столкнулись: поломки, неисправности, полученные травмы, необходимые припасы и снаряжение. Эта информация будет использована для анализа вашей ситуации, определения приоритета, подключения необходимых специалистов, соответствующей экипировки и доукомплектования поисково-спасательных групп и т.д.
  • When (когда?) — в большинстве случаев точкой отсчёта будет считаться момент вашего выхода в эфир и сообщения о ситуации. Если по какой-то причине вы не смогли сообщить о ситуации сразу (нахождение в зоне без покрытия, отсутствие связи, неполадки коммуникационного оборудования и т.д.) обязательно уведомьте корреспондентов о том, что ситуация произошла ранее, и сколько времени прошло с момента событий до вашего выхода в эфир. Это даст спасателям понимание о возможных осложнениях, к которым следует подготовиться перед выходом.
  • Where (где?) — ваше местонахождение (координаты, если известны), а также любая другая информация, которая поможет сузить круг поисков: маршрут и время движения из последней известной точки, пройденные или видимые ориентиры, высота, положение по солнцу и т.д.
  • Weather (погода?) — состояние погоды в точке вашего пребывания, а также прогноз на ближайшее время, уведомление о надвигающихся осадках, шквалах, штормах. Эта информация позволит спасателям лучше подготовится перед выходом, а также взять с собой необходимое оборудование (тенты, палатки, горелки, обогреватели и т.д.) с учётом меняющейся климатической обстановки.

Теперь, когда мы осветили основные разделы аварийного сообщения, давайте поговорим об их порядке. В списке выше он линейный и начинается с позывного, что в свою очередь подчинено общим правилам радиообмена. Но, на самом деле, позывной не является критической информацией, которая может повлиять на ваше спасение. По этой причине в зонах с непредсказуемой или прерывистой радиосвязью (горы, сложный рельеф, дальние расстояния, плохие погодные условия и т.д.) рекомендуется начинать сообщение с Where (где?) и продолжать его What (что?), а остальные разделы сообщать по мере возможности\необходимости.

Так поисково-спасательным службам по всему миру часто приходится получать сообщения типа: «Это Вася, мы группа из такого-то города, нас 6 человек, попали под камнепад, двоих задело камнями …». Как видите в данном случае ни имя, ни город, ни состав группы, ни механизм повреждения, которые успели получить на станции контрольно-спасательной службы никак не помогают её сотрудникам адекватно отреагировать на сложившуюся ситуацию, или отправить группу для её дальнейшего прояснения.

Пользуясь концепцией 5W коммуникации, и рекомендациями выше, данное сообщение следовало бы структурировать следующим образом: «Маршрут такой-то, высота такая-то, двое пострадавших: один с вывихом голеностопа, и ушибы ноги у другого». Даже если это всё сообщение, которое успела услышать контрольно-спасательная служба, предполагая наихудший вариант развития событий, уже понятно куда группе спасателей следует двигаться, в каком примерно районе искать пострадавших (зная маршрут и высоту, при наличии топографической карты не сложно найти их пересечение), и с какими повреждениями придётся иметь дело. Вывих голеностопа также говорит о том, что пострадавший не сможет передвигаться самостоятельно, следовательно, группе потребуются носилки, а её состав необходимо будет увеличить для транспортировки пострадавшего по сложному рельефу.

Чем меньше спасателям придётся додумывать и догадываться, тем быстрее они вас найдут, и тем лучше они смогут подготовиться к оказанию помощи. Так что помогите им помочь вам.

Также учитывайте, что при связях на дальние расстояния, или в условиях сложного рельефа, для повышения шансов быть услышанным крайне не рекомендуется пользоваться DCS и CTSS тонами. Старайтесь работать на «чистой» частоте с минимальными значениями шумоподавления. Так вы сможете принять самые отдалённые и едва различимые вызовы, которые в противном случае были бы «отрезаны» шумоподавлением как паразитарные гармоники. Для примера, в радиостанции Baofeng UV-5R, за степень шумоподавления отвечает пункт меню «00 – SQL», а DCS и CTSS можно отключить в пунктах меню «10 – R-DCS»\ «12 – T-DCS» и «11 – R-CTCS»\»13 – T-CTCS».

Желаю, чтобы вам никогда не пришлось отправлять запросы о помощи, но если такая необходимость всё-же наступит, концепция 5W коммуникации позволит вам эффективно наладить связь с поисково-спасательными службами.

MAD

Однажды MAD устал собирать полезную информацию о туризме, выживании и снаряжении в блокноты, записывать цитаты на бумажках, добавлять закладки в сети, и откладывать полезные статьи на потом ... Вот тогда он и решил запустить SECRET SQUIRREL, на страницах которого Вы сейчас находитесь. Что из этого получилось - судить Вам

Читайте также: